Зачем раньше пудрили парики
Никогда еще в истории Европы не было настолько «искусственных» мужчин и женщин, как в 18 веке. В элегантные времена внешний вид вельмож был далек от естественного. И это касалось не только тугих корсетов или обильного макияжа, но и париков. Именно они стали визитной карточкой той экстравагантной эпохи, когда прически должны были быть в полной гармонии с пышным стилем рококо.
О том, что парик был неотъемлемой частью гардероба XVII-XVIII столетиях, знают все. Но вот зачем их раньше пудрили – для многих остается загадкой. В данной статье постараемся разобраться с этим вопросом.
С чего все начиналось
История парика началась еще на заре человечества, но действительно массовым аксессуаром он стал в конце XVII века, когда Король-Солнце стал использовать накладные волосы с целью скрыть собственную лысину. Тренд подхватили придворные, а поскольку французы и тогда считались законодателями моды, постепенно ношение парика стало популярным во всех государствах Европы.
Сначала парик был чисто мужским аксессуаром, но вскоре моду на ношение искусственных волос переняли женщины. И тут началась настоящая гонка дизайнов и укладок. Изготовители париков старались придумывать новые фасоны, делали укладки все выше и сложнее. Мужские модели тоже не отставали по пышности, длине и роскоши. Однако в отличие от женских, розовых, светло-голубых, лиловых, они были традиционных цветов – белые, черные, коричневые.
Кстати, парики покупали и носили в зависимости от рода деятельности – это был своего рода показатель статуса человека. Богатые дворяне могли позволить себе изделия из настоящих человеческих волос. Их часто завещали после смерти, срезали с приговоренных к смертной казни. Вельможи победнее покупали модели из лошадиных волос или шерсти козлов.
Время расцвета искусственных париков
Парик был крайне дорогостоящим аксессуаром, поэтому кражи искусственных причесок на улицах становились обычным явлением. В 18 веке у уличных воров был один очень популярный прием: сильный крупный мужчина нес на разносе маленького мальчика, спрятанного под скатертью. Когда он подходил к прохожему в роскошном парике, мальчик быстро срывал его с головы богача и давал деру. Мужчина же в это время останавливал пострадавшего, заговаривал ему зубы и притворялся, что желает ему помочь.
Парик менялся и эволюционировал. С самого начала мужские изделия были более роскошными и детализированными. Мужчины ходили с шикарными локонами до плеч. Но со временем мужские укладки стали скромнее, а вот женские наоборот – все выше, сложнее и роскошнее.
Для балов создавались укладки, которые возвышались над головой на несколько футов. Приходилось увеличивать дверные проемы, чтобы дамы могли беспрепятственно проходить в двери. Женщины спали сидя, опираясь головой на специальную подставку, а чтобы добраться до дворца, приходилось сидеть на полу кареты. Конструкции из волос были тяжелыми, давили на виски, вызывали дикую головную боль. Но на такие жертвы дамы были готовы идти.
Только с середины 18-го столетия прически стали более скромными. Мужчины начали носить паричок с хвостиком на затылке, перевязанным бархатной лентой. Женщины все еще держались за помпезный стиль, но постепенно прически становились проще, ниже, легче. Укладки стали более сдержанными, женственными.
Почему начали пудрить парички?
Парики стали посыпать мелкой пудрой с 1710-х годов, когда французский король Луи XV ввел моду на белые волосы. Они стоили возмутительно дорого, поскольку для их изготовления использовали волосы, привезенные из Фландрии. Светлые парики могли себе позволить только представители королевской семьи. Но дворяне нашли выход из ситуации – они стали посыпать темные парички пудрой, делая их белоснежными.
Чтобы хорошенько напудрить стандартный парик тех времен, нужен был килограмм-полтора пудры. Процедуру проводили в отдельном помещении, поскольку порошок разлетался во все стороны и покрывал не только волосы, но и все предметы вокруг. Приходилось выделять в доме отдельную комнату специально для того, чтобы пудрить парики всех членов семьи. Чтобы пудра не попадала в глаза, нос и рот, лицо закрывали специальной маской из плотной бумаги в виде конуса.
Чем пудрили?
Сначала это была обычная мука из пшеницы или порошок дубового мха. Но когда в Европу завезли рис, из него начали делать тончайшую пудру, которая идеально подходила для того, чтобы запудривать голову.
«Золотые времена» пудры наступили, когда фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур ввела в моду огромные парики с кораблями и целыми картинами. Чтобы все это великолепие держалось днями, сначала волосы покрывались помадой, а затем щедро припудривались. На это дело уходили килограммы порошка, который оседал не только на прическе, но и на лице, шее. Ради экономии пудру не смывали, ведь в те времена мало думали о гигиене.
Белая пудра хорошо скрывала дефекты кожи – оспины, прыщи, акне. Она стала идеальным фоном для вошедших в моду бархатных мушек. Дамы использовали их не только для маскировки несовершенств на лице, но и в качестве «говорящих» аксессуаров. Например, мушка могла рассказать о настроении леди или о времени свидания.
В конце восемнадцатого века модной стала цветная пудра. Модницы пудрили парички порошком голубых, серых, розовых, светло-сиреневых оттенков. Затем началась мода на темные парики, поскольку считалось, что коричнево-красный оттенок порошка делает цвет лица более светлым и привлекательным.
Как пудрили парики в России
Мода на парики пришла в Россию во время правления Петра I. Именно он обязал знать брить бороды и носить парики на европейский манер. Мужчины долго сопротивлялись новой моде, но все же покупали и носили парики при дворе. А русским женщинам экстравагантная новинка сразу пришлась по душе.
Пудру в допетровской России не использовали. Чтобы лицо стало белым, кожу мазали белилами, а затем закрепляли эффект в бане. Белила «впаривались» в кожу, делая ее белоснежной.
Со временем красота становилась более дорого и хлопотной. Модницы покупали специальные шкафы, куда нужно было залезать и пудриться перед балом. Одежду защищали чехлом, который снимали только перед званым ужином или важным приемом.
Закат эпохи напудренных париков
Мода на парики ушла после Французской революции. В те смутные времена носить искусственную прическу было опасно для жизни, ведь на улице революционные массы могли принять вас за аристократа, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
К этому добавился продовольственный кризис, который случился в Европе в конце 18 века. Расход пудры на парики вельмож был огромным. В Пруссии в те времена жило около 9 миллионов граждан, и они использовали больше 90 млн фунтов пудры ежегодно. На фоне дефицита хлеба это было непростительным расточительством.
Солдатам в армии тоже приходилось пудрить парики. И это был настоящий ад для военных, ведь в походных условиях, во время дождя напудренные парики превращались в нечто несуразное и очень неудобное. Великий русский полководец Суворов был категорически против пудры на войне, и к его радости она вскоре была отменена.
После революционных событий во Франции парики ушли в небытие. Производство пудры остановили. Прически стали естественными. Мода на парики вернулась только в ХХ веке, когда их стали использовать по прямому назначению – чтобы скрыть отсутствие волос, менять внешность, экспериментировать с образами и выглядеть превосходно каждый день.
В сети магазинов Parikof в Москве представлен широкий выбор искусственных и натуральных париков любой длины и цвета, которые можно купить с доставкой курьером. Заходите в онлайн-каталог и выбирайте!
Специальное предложение
Воспользуйтесь возможностью приобрести парик со скидкой: